Яндекс, когда-то считавшийся российским Google, движется по спирали

Yandex NV — крупнейший российский технологический бренд, доминирующий поставщик веб- и мобильных услуг в различных сферах бизнеса — от поиска до вызова такси. Некогда прославленный своими глобальными амбициями и обходом конкурентов из Кремниевой долины, Яндекс сейчас рискует оказаться за цифровым железным занавесом.

Хотя у компании нет точного корпоративного эквивалента в США, "Яндекс" часто описывают как смесь Amazon.com Inc, Google и Uber Technologies Inc., а десятки миллионов россиян обращаются к компании за доставкой еды (Яндекс.Еда), потокового контента (Яндекс.Музыка и Яндекс.Live) и подпиской, подобной Prime (Яндекс.Плюс). До недавнего времени акции "Яндекса" стремительно росли, достигнув рекордной отметки осенью прошлого года после того, как компания повысила прогноз продаж и углубилась в электронную коммерцию.

Затем произошло вторжение России в Украину, далеко идущие санкции Запада против страны и стремительный развод с известными технологическими партнерами и инвесторами. Акции "Яндекса" рухнули, всплыли долговые проблемы, а заместитель генерального директора и исполнительный директор Тигран Худавердян ушел в отставку после того, как Европейский союз ввел против него санкции.

Это стало неожиданностью. Всего лишь в прошлом месяце аналитики хвалили руководителей "Яндекса" во время телефонного разговора по итогам года за высокие результаты. Худавердян рассказывал о том, как "Яндекс" обеспечил 2,4 миллиарда поездок на такси в 2021 году, достиг 12 миллионов подписчиков на "Яндекс.Плюс" и стремится выйти за пределы России. "За последние 20 лет мы инвестировали значительные средства в НИОКР в России, чтобы создать технологический стек мирового класса и отвоевать наш внутренний рынок у местных и иностранных конкурентов", — сказал он, отметив, что Яндекс рассматривает "возможности международного расширения" и стремится "победить в новых географических регионах". В сопроводительной презентации для акционеров Яндекс сравнивался с Alibaba, Amazon, Google и Tencent.

Работа с западными технологическими компаниями — или их уничтожение — была частью стратегии "технологического стека". Яндекс" обошел Uber в России и получил контрольный пакет акций совместного предприятия со своим конкурентом из Сан-Франциско стоимостью 3,7 миллиарда долларов. Grubhub начал экспериментировать с роботами Yandex.Rover, а "Яндекс" инвестировал в датчики самодвижения для испытаний автомобилей в США и в службу доставки продуктов в Великобритании. На фоне перехода компании к электронной коммерции, подобной Amazon, во время пандемии Covid-19 главный операционный директор "Яндекса" Грег Абовский хвастался, что он может "построить FedEx за несколько месяцев".

Эти амбиции сейчас под угрозой, по крайней мере, за пределами России. Uber заявил, что война в России стала катализатором его выхода из совместного предприятия с «Яндекс.Такси» (хотя в августе прошлого года «Яндекс» заявил, что купит акции Uber). Grubhub прекратил партнерство с роботами Яндекса. Mozilla удалила Яндекс в качестве дополнительного поискового провайдера из своего веб-браузера. А 18.03.2022 г. "Яндекс" заявил, что изучает возможность продажи своего новостного сервиса и информационно-развлекательной платформы "Дзен".

Проблемы влияют на способность компании работать, сообщила в этом месяце Financial Times со ссылкой на высокопоставленного сотрудника компании. Представитель Яндекса отказался комментировать проблемы компании, но сообщил в заявлении по электронной почте: «Яндекс намерен сосредоточиться на развитии других своих технологических предприятий и продуктов (включая поиск, рекламу, беспилотное вождение и облачные сервисы) и транзакционных услуг (включая поездки). -дозвон, электронная коммерция, видео/аудио и потоковая передача).

Конечно, "Яндекс" остается крупнейшим российским поисковиком и приложением для поездок, и его изоляция от остального мира может сделать его более сильным брендом внутри страны. Но кажется неизбежным, что глобальные цели будут серьезно подорваны, если "раскол интернета" продолжится, особенно если местные таланты уйдут, цепочки поставок будут заблокированы, доступ к магазинам приложений станет препятствием, а инвестиции во все сферы, от электронной коммерции до самодвижущихся технологий, не будут иметь внешнего канала.

Другими словами, нет особого смысла создавать технологический стек "мирового класса", если он отрезан от остального мира.

Новости высоких технологий

  • All
  • Adobe
  • Airbus
  • Alibaba
  • Alphabet
  • Amazon
  • AMD
  • Apple
  • ASML
  • AT&T
  • Broadcom
  • Cisco
  • Dell
  • Foxconn
  • Grab
  • Honeywell
  • HPE
  • HP Inc.
  • Huawei
  • IBM
  • Intel
  • JD.com
  • Lenovo
  • LG Electronics
  • Micron Technology Inc
  • Microsoft
  • N26
  • Netflix
  • Nokia
  • Nvidia
  • Pegatron
  • Qualcomm
  • Quanta Computer Inc.
  • Samsung
  • SAP SE
  • SK Hynix
  • SoftBank
  • Sony
  • Supermicro
  • Tencent
  • Tesla
  • Toshiba
  • TSMC
  • ZTE
  • Аналитика
  • Кибератаки
  • Рейтинг
  • криптовалюта
load more hold SHIFT key to load all load all