Штаб-квартира Ubisoft в Париже

Каждый второй понедельник месяца на протяжении более трех десятилетий пятерым братьям Гиймо, чья компания подарила миру такие серии блокбастеров, как Assassin's Creed, Rayman и Rabbids, приходится созваниваться из своих домов в Лондоне, штат Нью-Йорк, США. Париж и Бретань.

Беседы до предрассветных часов парижского утра, которые идут обо всем, от отраслевых тенденций до угроз из метавселенной, помогли братьям выработать общее видение для Ubisoft SA, компании, которую они основали в 1980-х годах в сонном городке на северо-западе Франции. Компания превратилась в одну из крупнейших автономных студий в мировой индустрии видеоигр с оборотом в 200 миллиардов долларов. Теперь это видение проверяется серией кризисов.

Начиная с громкого дела о сексизме и домогательствах в корпоративном корпусе, соглашения с китайским цифровым гигантом Tencent, которое возмутило миноритарных инвесторов, задержек в выпуске новых игр, отмененных игр, которые приводят к самым большим убыткам в истории компании, и первой в истории забастовки работников, Ubisoft, кажется, потерял почву под ногами.

"Сообщения группы перестали быть надежными, а разочарования следуют одно за другим с слишком высокой скоростью, что, похоже, свидетельствует о наличии действительно структурной проблемы внутри группы", — сказал Альбан де Преобер, партнер и управляющий фондом Sycomore Asset Management, который продал свои акции компании в январе.

Череда неудач привела к падению акций Ubisoft более чем на 55% с августа, что может сделать его главной целью для поглощения в отрасли, где в прошлом году Microsoft Corp. предложил 69 миллиардов долларов за Activision Blizzard Inc. Но инвесторы говорят, что сделка братьев с Tencent, которая затрудняет любое потенциальное поглощение, показывает их решимость сохранить контроль, даже когда гиганты больших технологий от Disney и Microsoft до Apple, Amazon и Meta поглощают независимые студии или создают свой собственный контент в усиливающейся битве за внимание геймеров.

Ubisoft, который отбил попытку поглощения в 2018 году, когда его акции стоили около 100 евро, сейчас торгуется по цене около 20 евро. Сделка братьев Гиймо с Tencent, которая, похоже, отодвинула на задний план возможное поглощение китайской компанией или любой другой структурой, рассматривается инвесторами как доказательство подводных камней корпоративного управления в компаниях, контролируемых семьей. Усилия братьев были предприняты на фоне рекордного года для слияний и поглощений в секторе в прошлом году, когда было заключено рекордное количество сделок — 324, согласно отчету инвестиционного банка Drake Star Partners. Sony купил Bungie Inc. за 3,6 миллиарда долларов и целый ряд других небольших студий, а китайский конкурент Tencent, компания NetEase, поглотил Quantic Dream SA, вторую по величине студию во Франции.

Главный исполнительный директор Ubisoft, Ив Гиймо, отметает опасения, говоря в интервью, что семья не закрывает дверь перед потенциальным поглощением, отмечая, что соглашение с Tencent не исключает такой сделки.

Пакт "не мешает нам разговаривать с кем хотим и работать с кем хотим", — сказал он. "Рынок постоянно порождает дискуссии. Это часть отрасли, которая перестраивается... Многое еще произойдет, потому что на рынке в 200 миллиардов долларов не так много игроков с доходом более семи или восьми миллиардов... Этот рынок еще не консолидировался".

Братья Гиймо

Но в сентябре братья продали 49,9% акций своей холдинговой компании Guillemot Brothers Ltd. компании Tencent в сделке, которую многие расценили как попытку удержать хищников на расстоянии. Сделка стоимостью 300 миллионов евро, в результате которой акции Ubisoft были оценены в 80 евро за штуку, что почти вдвое превышало их торговую цену на тот момент, позволила Иву остаться на посту генерального директора и сохранила братьев в совете директоров. Доля Tencent в Ubisoft ограничена 10% в течение восьми лет, и она не имеет права оперативного вето. Она также не может продавать свои акции Ubisoft в течение пяти лет, после чего семья Гиймо имеет право первоочередного выкупа.  

"Сделка рассматривалась как своего рода ядовитая пилюля, препятствующая любым слияниям и поглощениям", — сказал Шарль-Луи Планад, аналитик TP ICAP Midcap.

Семья Гиймо и Tencent вместе владеют около 25% акций Ubisoft и 29,7% прав голоса. По мнению Планаде, не исключено, что компания может быть поглощена — за правильную цену.

"Если бы покупатель сделал предложение за всю группу по цене 50 евро за акцию, он получил бы большинство акций, даже если бы семья не продала свои акции", — сказал он. "Этот сценарий не рассматривается, но его не следует исключать".

Некоторые отраслевые наблюдатели говорят, что братья Гиймо наивно относятся к Tencent, крупнейшей в мире компании по производству видеоигр. Tencent захочет иметь большее право голоса в своих инвестициях, если Ubisoft продолжит терпеть неудачи, сказал один из руководителей отрасли. Пока что китайская компания выглядит благосклонной, по крайней мере, публично, называя Ubisoft "великой компанией" и отказываясь комментировать недавние неудачи компании.

До заключения сделки с Tencent в прошлом году Ubisoft сопротивлялась поглощению, потому что "существовал призрак ее разделения на части", — сказал Кристиан Гиймо, 56-летний младший брат. "Американцы начинают с того, что оставляют себе то, что им нужно, и продают то, что им не нужно".

В 2015 году игры Ubisoft привлекли внимание соотечественника братьев миллиардера Винсента Боллоре, чья компания Vivendi SA купила контрольный пакет акций Activision Blizzard в 2008 году. Боллоре начал враждебное наступление на студию, накопив 27% акций. Однако когда стало ясно, что братья не собираются уступать контроль, Боллоре ушел. Именно тогда, в 2018 году, Tencent пришла на помощь, купив у Vivendi первоначальную долю в Ubisoft.

Ubisoft все еще многое может. За пределами китайских игровых гигантов у нее самые большие производственные мощности в мире по количеству разработчиков и уникальное портфолио игр по количеству и разнообразию брендов. Компания владеет большей частью своей интеллектуальной собственности, а такие серии, как Assassin's Creed и Rabbids, приносят доход от мерчендайзинга и анимации. Assassin's Creed, одна из самых популярных игровых саг, с 2007 года проданная по всему миру в количестве более 200 миллионов экземпляров, адаптируется для оригинального сериала, который будет транслироваться на Netflix.

В чем Ubisoft в последнее время оступился, так это в исполнении. 12 января компания спрогнозировала операционный убыток в размере 500 миллионов евро на год, заканчивающийся в марте, указав на разочаровывающие праздничные продажи последних игр, Just Dance 2023 и Mario+Rabbids: Sparks of Hope. Выход игры Skull & Bones, посвященной морским сражениям, был отложен — уже в шестой раз — до весны 2024 года.

Ив Гиймо обвинил в неудачах компании постпандемический переход на работу из дома и давление рецессии, сокращающее дискреционные расходы.  "На индивидуальном уровне все работают столько же, если не больше, чем раньше, но на коллективном уровне, поскольку команды не встречаются, эффективность падает", — сказал он.

Это послание упало камнем на голову, сотрудники заявили, что их обвиняют в снижении продаж, и заставили генерального директора извиниться. План по сокращению расходов на 200 миллионов евро в течение двух лет за счет отказа от замены увольняющихся сотрудников спровоцировал первые трудовые волнения в Ubisoft 27 января, когда некоторые сотрудники приостановили работу на несколько часов.

Отношения между сотрудниками уже были испорчены громким скандалом в корпоративном окружении. В течение многих лет в Ubisoft было известно, что в компании процветают сексуальные домогательства и сексизм, а на жалобы жертв мало кто обращал внимание. Но после того, как движение #MeToo привлекло внимание общественности к этим случаям, в 2020 году Ubisoft была вынуждена разобраться со своей токсичной средой. Обвинения достигли высших эшелонов власти, в результате чего, среди прочих, был уволен Серж Хаскот, главный креативный директор компании и близкий соратник генерального директора.

Хотя уход Хаскота приветствовался, это не помешало компании "продвигать известных нарушителей из студии в студию, из команды в команду без каких-либо последствий", — заявляет группа сотрудников под названием "A Better Ubisoft". Ив Гиймо до сих пор борется с иском нескольких предполагаемых жертв и профсоюза. Ubisoft утверждает, что тщательно расследовала каждый случай и что соответствующие лица были либо оправданы, либо подвергнуты соответствующему дисциплинарному взысканию.

Падение компании Ubisoft последовало за несколькими десятилетиями бурного роста после ее невероятного зарождения в Карентуаре, крошечной коммуне на северо-западе Франции, где родители Гиймо занимались бизнесом, специализирующимся на удобрениях. Их отец, Марсель, технофил, в 80-е годы был убежден, что компьютеры изменят сельское хозяйство.

Семья открыла магазин по продаже компьютеров и программного обеспечения, а в 1983 году начала импортировать видеоигры из Лондона. Они быстро стали дистрибьюторами и создателями видеоигр. Первоначальный склад семьи до сих пор стоит в деревне между похоронным бюро и заброшенной дискотекой. Сейчас он забит игровым оборудованием и картонными коробками, готовыми к отправке по всему миру.

Ubisoft перенес свою штаб-квартиру в Париж, открыл офисы в Бухаресте и Шанхае и добился международной славы в 1995 году благодаря игре Rayman, вышедшей на первой консоли Sony Playstation.

Несмотря на все это, бизнес оставался семейным делом. Мать братьев, Иветта, умершая в 2021 году, была главным бухгалтером Ubisoft до выхода компании на биржу в 1996 году — она и ее команда подготовили документы для IPO. С годами братья развивали свои специализации. Мишель Гиймо, финансовый эксперт, отвечает на звонки семьи из Лондона, а Жерар живет в Нью-Йорке и занимается адаптацией фильмов и сериалов Ubisoft. Клод, самый старший, возглавляет компанию Guillemot Corp., которая занимается продажей игрового оборудования. Кристиан руководит бизнесом по производству смарт-очков из Бретани.  

На протяжении многих лет братья заботятся о том, чтобы бизнес оставался внутри семьи. Некоторые из их детей работают в Ubisoft, а в прошлом году 66-летний Клод предложил передать 22% акций продавца игрового оборудования Guillemot Corp. 17 детям братьев и их пяти супругам, чтобы они "чувствовали себя более вовлеченными".

Что касается Ива, то он не намерен уходить. "Я еще молод", — утверждает 62-летний Ив.

 

Источник: Bloomberg

Новости высоких технологий

  • All
  • Adobe
  • Airbus
  • Alibaba
  • Alphabet
  • Amazon
  • AMD
  • Apple
  • ASML
  • AT&T
  • Broadcom
  • Cisco
  • Dell
  • Foxconn
  • Fujitsu
  • Grab
  • Honeywell
  • HPE
  • HP Inc.
  • Huawei
  • IBM
  • Intel
  • JD.com
  • Lenovo
  • LG Electronics
  • Meta
  • Micron Technology Inc
  • Microsoft
  • N26
  • Netflix
  • Nokia
  • Nvidia
  • Pegatron
  • Qualcomm
  • Quanta Computer Inc.
  • Samsung
  • SAP
  • SAP SE
  • SK Hynix
  • SoftBank
  • Sony
  • Supermicro
  • Tencent
  • Tesla
  • Toshiba
  • TSMC
  • Ubisoft
  • ZTE
  • Аналитика
  • Кибератаки
  • Обзор
  • Рейтинг
  • криптовалюта
load more hold SHIFT key to load all load all