Amazon.com Inc. приостанавливает все коммерческие поставки беспилотников после того, как две последние модели разбились в дождливую погоду на испытательном полигоне.
17.01.2025 г. компания заявила, что немедленно приостанавливает доставку дронов в Техасе и Аризоне, чтобы исправить программное обеспечение летательных аппаратов. Это последняя неудача в программе, которая стремится к широкому распространению коммерческих услуг более чем через 11 лет после того, как основатель Amazon, Джефф Безос, объявил об инициативе по созданию беспилотников, способных доставлять товары клиентам менее чем за полчаса.
Ранее не сообщалось, что в декабре два беспилотника MK30 разбились во время полетов в аэропорту Пендлтона (штат Орегон), который Amazon использует для испытаний, а один загорелся на земле. Позже компания выяснила, что виной всему стала проблема с программным обеспечением, связанная с дождем, под которым в тот момент летели дроны. Представитель Amazon заявил, что аварии не были «основной причиной» приостановки, но отказался сообщить о других проблемах, которые должны быть устранены обновлением программного обеспечения.
Беспилотники MK30, получившие разрешение на эксплуатацию от Федерального управления гражданской авиации в октябре, доставляли посылки в дома клиентов в Колледж-Стейшене (штат Техас) и Толлесоне (штат Аризона), пригороде Финикса. Шестипропеллерный аппарат спроектирован так, чтобы быть легче и тише своего предшественника, MK27-2, и летать в небольшой дождь.
«В настоящее время мы вносим изменения в программное обеспечение беспилотника и добровольно приостанавливаем коммерческие операции», – заявил представитель Amazon, Сэм Стивенсон, после того, как агентство Bloomberg поинтересовалось недавними авариями. По словам Стивенсона, доставка будет возобновлена, как только обновления будут завершены и одобрены FAA (Федеральное управление гражданской авиации США). Сотрудники беспилотных пунктов, которым сообщили о принятых мерах 17.01.2025 г., будут продолжать получать зарплату во время паузы.
«Безопасность – это основа всего, что мы делаем в Prime Air, и наш беспилотник MK30 безопасен и соответствует требованиям», – добавил Стивенсон. «Он разработан для безопасного реагирования на неизвестные события известным способом, и общая архитектура беспилотника работает так, как и ожидалось».
После публикации этой статьи в Bloomberg, Стивенсон сообщил в электронном письме, что в период между декабрьскими авариями и прекращением полётов, беспилотники Amazon продолжали осуществлять безопасную доставку в соответствии с федеральными правилами. Он не уточнил, какие еще проблемы компания стремится устранить.
Операция Amazon по доставке грузов с помощью беспилотников под названием Prime Air пока еще невелика – доставка пока ограничивается ограниченными испытаниями в Аризоне и Техасе, – но к концу десятилетия компания намерена доставлять около 500 миллионов посылок в год. В прошлом году компания достигла ключевой вехи в нормативном регулировании в США, получив разрешение от FAA на полеты своих аппаратов за пределы прямой видимости их операторов. Испытательный полигон в Калифорнии был закрыт в прошлом году. В прошлом месяце компания завершила первый испытательный полет в Италии и намерена запустить более широкий сервис в этом году. Компания также добивается разрешения на начало поставок в Великобританию.
В начале сентября, во время другого, ранее не освещавшегося эпизода, два летательных аппарата столкнулись в результате очевидной ошибки оператора. Согласно отчету FAA об инциденте, компания проверяла, как поведет себя MK30, если один из пропеллеров аппарата выйдет из строя.
Операторы запустили один беспилотник на полигоне Пендлтон, заставили его выполнить имитацию доставки, а затем сработал плановый отказ двигателя. Беспилотник начал лететь на запасную посадочную площадку. Но операторы Amazon по ошибке запустили еще один тестовый полет, когда первый еще направлялся к площадке. Второй дрон, запрограммированный на отказ двигателя во время подъема, начал лететь к той же запасной посадочной площадке.
Менеджер Amazon, находившийся на месте, услышал звук отказа второго двигателя и прокричал оператору приказ посадить второе судно, говорится в сообщении FAA. Кто-то передал команду назначенному пилоту, который следил за обоими аппаратами. Но было уже слишком поздно. Беспилотники столкнулись на высоте около 130 футов над запасной посадочной площадкой, их крылья сцепились, и они по спирали упали на землю.
Компания Amazon заявила, что после аварии она изменила свои операционные процедуры и обучение. Национальный совет по безопасности на транспорте и FAA расследуют сентябрьскую и декабрьскую аварии.
«Цель этих испытаний – испытать наши летательные аппараты на пределе их возможностей, и было бы безответственно не делать этого», – сказал Стивенсон. «Мы ожидаем, что в ходе этих испытаний будут происходить подобные инциденты, и они помогают нам продолжать повышать безопасность наших операций».
Аварии с беспилотниками – не первые для Amazon. В расследовании Bloomberg рассказывалось о пяти инцидентах, произошедших в течение четырех месяцев в 2021 году, включая один, который вызвал пожар в аэропорту Пендлтона и заставил федеральные регулирующие органы усомниться в летной годности MK27-2.
В 2022 году произошло еще как минимум четыре аварии, три из которых, согласно данным FAA, были вызваны внезапной потерей мощности. А в ноябре 2023 года Amazon временно приостановила работу после того, как в Пендлтоне разбился MK27-2, когда у него разрядилась батарея, согласно отчету NTSB (Национальный совет по безопасности на транспорте). Впоследствии компания стала требовать от операторов беспилотников измерять напряжение батареи в качестве резервного средства для автоматического контроля.
Источник: Bloomberg