Регулярно появляются заголовки о том, что чат-боты, подобные ChatGPT, могут заменить Google. Возможно, вы также начали использовать искусственный интеллект вместо Google для поиска походных ботинок, новостей о наводнении в Техасе или советов по игре Roblox.
Чтобы отделить правду от лжи, нужно знать цифры. Обнаружено, что использование чат-ботов быстро растёт, но поиск Google по-прежнему остаётся нашим главным инструментом для поиска новостей, информации и товаров в интернете. Простите, братья по искусственному интеллекту.
Веб-поиск, возможно, уступает место искусственному интеллекту, но мы настолько полагаемся на него, что чат-боты практически не используются. Данные свидетельствуют о том, что Google почти в 400 раз чаще использует ChatGPT для поиска новостей и информации.
Чат-боты для поиска новостей.
Компания Similarweb, изучающая активность на сайтах, в прошлом месяце заявила, что ChatGPT — невероятно быстрорастущий способ поиска новостных статей в интернете для американцев.
Но за те же пять месяцев американцы перешли на новостные сайты примерно 9,5 миллиардов раз, используя поисковые системы, включая Google, и нажав на ссылку, подтвердила директор по маркетинговым исследованиям Similarweb, Лори Наспе.
Другими словами, на каждого американца, запросившего информацию в ChatGPT и перешедшего на новостной сайт, приходилось 379 человек, использовавших Google для того же самого.
Важные оговорки: мы ведем себя по-разному при использовании чат-ботов для поиска информации и при использовании поисковых систем.
Чат-боты (включая “Обзоры с использованием искусственного интеллекта” в поиске Google) перефразируют информацию из новостных статей о последних моделях смартфонов Samsung или онлайн-обзоров воздухоочистителей. Вы редко можете перейти по веб-ссылке, чтобы узнать больше, как это происходит при обычном поиске в Google.
Такое поведение приводит к резкому снижению посещаемости веб-сайтов и изменяет показатели Similarweb. Когда мы используем ChatGPT для подведения итогов новостных событий и останавливаемся на этом, это не отображается в данных Similarweb о кликах в Интернете.
Как бы вы ни интерпретировали цифры, Google пока остается доминирующим способом поиска американцами новостных сайтов.
Чат-боты против поиска.
В другом отчёте, составленном аналитической фирмой Datos by Semrush и компанией-разработчиком программного обеспечения SparkToro, было обнаружено, что примерно 11 из 100 посещений веб-сайтов с компьютера приходится на Google и другие поисковые системы. Технологии искусственного интеллекта, включая ChatGPT, Google Gemini, Claude и другие, вместе взятые, обслуживают менее 1 из 100 посещаемых нами веб-сайтов.
Отчет показывает значительное увеличение количества посещений сайтов чат-ботами за последний год, но мы по-прежнему используем поисковые сайты во много раз чаще.
“Поиск — одна из самых популярных и быстрорастущих функций в ChatGPT”, — сказал представитель OpenAI. “Мы инвестируем в более быстрый и интеллектуальный поиск и по-прежнему стремимся помогать людям находить высококачественные новости и информацию”.
Google заявил, что обычно не комментирует свою долю на рынке.

Генеральный директор SparkToro, Рэнд Фишкин, провёл ряд сопутствующих исследований и обнаружил, что чат-боты оказались ещё менее эффективными по сравнению с поиском.
Он сделал обоснованные предположения, чтобы сравнить, как часто американцы используют ChatGPT для поиска информации, для которой обычно используем Google, например, для поиска информации о мосте Золотые Ворота или сравнения вариантов кондиционера.
Фишкин обнаружил, что американцы выполняют более 14 миллиардов поисковых запросов в Google в день, в то время как ChatGPT — не более 37,5 миллионов. Другими словами, Google использует ChatGPT примерно в 373 раза чаще, чем аналогичный сервис.
Важное замечание: обоснованные предположения Фишкина — это лишь один из примеров. Фишкин также не учитывал использование нами чат-ботов для задач, которые мы не выполняем в поиске, например, для составления краткого отчёта или написания сказки на ночь. И теперь мы уделяем некоторое время поиску Google с его обзорами и режимом искусственного интеллекта, хотя трудно сказать, насколько сильно.
Были и другие несовершенные, но полезные анализы, которые показали, что мы проводим больше поисковых запросов в Google и чаще используем чат-ботов. По меньшей мере сотни миллионов людей используют ChatGPT каждую неделю, заявил в апреле генеральный директор OpenAI, Сэм Альтман. Хотя эти цифры не сопоставимы, веб-поисковик Google насчитывает почти 5 миллиардов пользователей.
Так что же, чат-боты убивают поиск Google?
Ответ, как и наши привычки, не так прост.
В беседах с людьми, курирующими веб-сайты, некоторые из них говорили, что пересматривают свою стратегию привлечения таких читателей и зрителей, как вы, потому что считают, что меньше людей найдут их по ссылкам в Интернете и больше — с помощью чат-ботов. Ваши любимые веб-сайты вольно или невольно приспосабливаются к чат-ботам, которые в любом случае могут их уничтожить.
Возможно, мы постоянно недооцениваем, насколько быстро новые технологии вытесняют наши старые привычки.
Может показаться, что люди покупают все онлайн, но на долю электронной коммерции приходится всего 16% всех товаров, которые покупают американцы. По данным Nielsen, до недавнего времени американцы тратили больше времени на просмотр обычного кабельного или бесплатного телевидения, чем на потоковое вещание по телевизору.
И на данный момент использование ChatGPT для получения новостей и другой информации остается незначительным.
“Когда все вокруг говорят об этом, и СМИ пишут об этом, новая технология может казаться намного более значимой, чем она есть на самом деле”, — сказал Фишкин.