Любой, кто ищет в Интернете статистику, инфографику и рыночные отчеты, быстро наткнется на Statista. Портал гамбургской компании занимает видное место в результатах поиска благодаря поисковой оптимизации. По словам руководителя компании, Марка Берга, в будущем этот контент также будет виден в чат-ботах и других цифровых помощниках.
Statista недавно предоставила возможность производителям программного обеспечения и операторам платформ интегрировать данные в свои продукты с помощью интерфейса. Microsoft стал одним из первых партнеров, о чем компании объявили в 21.05.2025 г.: производитель программного обеспечения подключает своего цифрового помощника к платформе данных. Ожидается, что функция будет доступна в третьем квартале за дополнительную плату.
Это не конец истории, как подчеркнул 50-летний генеральный директор Statista, Берг, в интервью Handelsblatt. Платформа для дизайна Canva уже является партнером по сотрудничеству, а руководство компании ведет переговоры еще с 20 компаниями. До конца года планируется подписать не менее пяти новых контрактов.
Цель: «Statista стремится стать ведущим поставщиком данных для экосистем искусственного интеллекта во всем мире». Другими словами, компания хочет превратиться в поставщика актуальных данных и за пределами собственного сайта.
Другие компании, вероятно, будут внимательно следить за тем, сработает ли эта стратегия. Издательства, интернет-магазины и обучающие платформы также сталкиваются с вопросом о том, как должна измениться их бизнес-модель в эпоху искусственного интеллекта. Босс Statista, Берг, предупреждает: «Многие компании будут удивлены тем, как быстро меняется поведение покупателей».
«Радикальная трансформация».
С начала тысячелетия Google был чем-то вроде главной страницы в Интернете. Однако сейчас поведение пользователей меняется, считает босс Statista, Берг: «Мы наблюдаем радикальную трансформацию в том, как люди взаимодействуют с компьютерными системами». В частности, для молодых пользователей чат-боты, такие как ChatGPT или Perplexity, становятся заменой поисковой системе. В свою очередь, многие бизнес-клиенты рассматривают возможность использования цифровых помощников, таких как Copilot.
Берг отметил, что изменения происходят быстрее, чем при использовании любой другой технологии. За свою карьеру 50-летний менеджер пережил несколько подобных потрясений – в розничной группе Otto, в компании Klarna, предоставляющей платежные услуги, или в компании Free Now, предоставляющей услуги перевозок.
Это также влияет на Statista. Например, если чат-боты заменят поиск в интернете, то меньше пользователей найдут портал специалиста по данным. ChatGPT и другие программы также облегчают создание графиков и статистических данных.
В связи с этим компания перепозиционирует себя. «Мы хотим и дальше развивать наше приложение, чтобы взять на себя обеспечение качества больших языковых моделей», – сказал Берг, формулируя свое видение.
«Средство от галлюцинаций».
Руководитель видит здесь пробел на рынке: Большие языковые модели, созданные такими программами, как ChatGPT, Gemini и Copilot, общаются на человеческом уровне. Однако они регулярно выдают ложные утверждения, которые на техническом жаргоне называются галлюцинациями.
Пример показывает, как сотрудничество может выглядеть на практике: Когда менеджер по маркетингу ищет прогнозы развития рынка в Copilot от Microsoft, цифровой помощник получает доступ к данным Statista, загружает подходящую статистику прямо в PowerPoint и автоматически создает инфографику. В один прекрасный день программа сможет даже сама создавать всю презентацию.
По крайней мере, таков идеал. Концепция должна подтвердиться на практике, однако в прошлом было несколько разочарований.
Помимо функциональности, Statista может поспорить с авторскими правами. Лицензионное соглашение должно помочь специалистам по ИИ избежать нарушений.
Берг подчеркнул, что это обычное явление: «Мы можем доказать один к одному, что некоторые ответы в чат-ботах основаны на нашей статистике». Некоторые материалы Statista находятся в свободном доступе на сайте, например таблицы с пояснительными текстами, поэтому они попадают в обучающие данные больших языковых моделей.
Более широкий доступ для клиентов.
Берг отметил, что основной бизнес, связанный с платформой, растет очень уверенно. В 2024 году выручка Statista увеличилась примерно на десять процентов и составила 164 миллиона евро – рекордный показатель для компании, как написала в своем годовом отчете материнская компания Stroer. «Однако наибольший потенциал роста кроется в расширении доступа к клиентам за счет партнерских отношений».
Однако руководство компании пока не учитывает новую бизнес-модель в бизнес-плане. Все происходит так быстро, и в то же время остается так много вопросов, на которые нет ответов», – сказал Берг. «Сколько новых клиентов подпишут контракты? Насколько высока готовность платить? Единственное, что я могу предсказать, – это то, что потенциал достаточно велик».

Разработка новой бизнес-модели может произойти в благоприятное для Stroer время. Группа уже некоторое время управляет Statista как «непрофильным бизнесом», и, по сообщениям СМИ, продажа или IPO обсуждались примерно с 2023 года. Однако, по информации Handelsblatt, полученной из финансовых кругов, сделка сорвалась из-за запрашиваемой цены. Сама компания не стала комментировать этот вопрос.
Пример Reddit показывает, что маркетинг данных может помочь Statista добиться более высокой оценки: когда интернет-портал объявил о заключении лицензионного соглашения с Google и OpenAI на общую сумму 110 миллионов долларов, цена акций значительно выросла.
Независимо от того, будет ли Statista частью группы Stroer или самостоятельной единицей, новая стратегия требует от нее серьезных изменений во всех сферах деятельности:
- в командах по работе с данными, которые проверяют все наборы данных на предмет их пригодности для использования в больших языковых моделях;
- в отделах разработки продуктов, которые, например, программируют новую систему входа в систему для чат-ботов;
- в отделе продаж, где новая команда занимается предоставлением данных для партнеров.
На этом все не закончится, по словам босса Statista, Берга. «Это лишь первый из 100 шагов, которые нам предстоит сделать в течение следующих десяти лет. Мы должны сделать компанию гибкой».
Источник: Handelsblatt