На крайне конкурентном рынке Китая разгорается новая ценовая война в растущем секторе «мгновенной торговли», где компании запускают масштабные субсидии и другие стимулы, чтобы побудить потребителей тратить больше.
Сектор «мгновенной торговли» поддерживается обширными сетями водителей скутеров, которые быстро доставляют всё: от еды и напитков до товаров фастфуда и гаджетов.
Этот рынок в основном занят тремя основными игроками, включая признанных тяжеловесов электронной коммерции JD.com и Alibaba, а также платформу доставки Meituan, которая исторически была сосредоточена на доставке продуктов питания.
Конкуренция между этими компаниями в этом году усилилась: все три компании расширяют свои сети доставки и обещают выделить миллиардные субсидии торговцам и потребителям.
Результат — безумно быстрые и дешевые предложения. Просматривая в пятницу платформу доставки JD.com, CNBC обнаружил, что кофе стоит всего 10,9 юаня, или 1,50 доллара, включая стоимость доставки. Компания Meituan предлагала булочки на пару за 13 юаней и набор для завтрака McDonald’s за 26,8 юаней.
Однако, несмотря на преимущества для китайских потребителей, ценовая война также сильно повлияла на инвесторов и перспективы прибыли. Например, акции Meituan и JD.com, по данным LSEG, в этом году упали примерно на 22% и 10% соответственно.
Как они дошли до этого?
Китайские игроки в сфере электронной коммерции постоянно конкурируют за сроки доставки, чему способствуют большая численность рабочей силы в стране и масштабная экономика. Создав мощную логистическую сеть, JD установила на рынке стандарт доставки посылок в тот же день или на следующий день после отправки, оказав давление на конкурентов, таких как Alibaba.
Однако последняя битва за «мгновенную торговлю» в Китае, похоже, началась после того, как компания JD.com в феврале вышла на рынок ресторанов навынос, где доминируют лидер рынка Meituan и платформа доставки еды Ele.me, принадлежащий Alibaba.

Затем, в апреле, компания Meitaun бросила вызов JD.com, представив новую круглосуточную платформу для «мгновенных покупок», которая включала такие категории, как продукты питания, алкоголь и электроника, и гарантировала доставку в течение 30 минут.
Напряженность росла по мере того, как компании вступали в прямую конкуренцию. В конце концов, обе компании обвинили друг друга в использовании антиконкурентных методов для блокирования приема заказов на конкурирующих платформах. Примерно в это же время компания JD начала нанимать больше водителей на полный рабочий день, а основатель компании, Ричард Лю, был сфотографирован за доставкой заказов в Пекине в рамках вирусного рекламного ролика.
В том же месяце JD.com объявил о первом раунде субсидий в размере 10 миллиардов юаней, которые были направлены на программу скидок на доставку еды.
Субсидии и огромные скидки — обычное дело в конкурентном технологическом секторе Китая и вызывают беспокойство у Пекина.
В мае главный регулятор рынка Китая обратился к JD.com, Meituan и Ele.me (Alibaba), призвав их соблюдать закон и конкурировать честно. Розничные компании также выразили обеспокоенность программой субсидирования JD.com и косвенными последствиями резкого падения цен. Однако это решение практически не повлияло на замедление ценовой войны.
08.07.2025 г. компания JD.com объявила об очередных инвестициях в размере 10 миллиардов юаней в рамках своего “Плана двухсот”, направленного на оказание адресной поддержки продавцам на платформе.
Это произошло после того, как компания Alibaba Taobao Instant Commerce объявила 05.07.2025 г. о программе субсидирования стоимостью 50 миллиардов юаней (около 7 миллиардов долларов), которая будет действовать в течение следующего года. Вскоре после этого компания добавила, что количество заказов достигло 200 миллионов в день.
В тот же день, по данным местных СМИ, скидки и купоны, предлагаемые на Meituan, привели к тому, что цена чашки кофе упала до 2 юаней (0,28 доллара США).
В результате компания заявила, что в тот же день (05.07.2025 г.) получила рекордные 120 миллионов заказов — настолько много, что в некоторых регионах столкнулась с временным сбоем серверов.
Хотя все компании хвастались ростом своей пользовательской базы мгновенной торговли в последние месяцы, остаётся неясным, насколько сильно ценовая война повлияет на их доходы.
Meituan сообщил, что его прибыль за первый квартал 2025 года составила 10,2 млрд юаней, что примерно на 63% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако компания предупредила, что на следующий квартал, вероятно, повлияет усиление конкуренции в сфере мгновенной розничной торговли.
В мае компания JD.com сообщила, что ее операционная прибыль выросла на 31,4% в годовом исчислении до 11,7 млрд юаней в первом квартале 2025 года. Однако экономисты, опрошенные LSEG, ожидают, что прибыль во втором квартале снизится как в годовом, так и в квартальном выражении.
Согласно анализу Nomura, опубликованному 10.07.2025 г., продвижение JD в сфере доставки еды могло привести к потере более 10 миллиардов юаней во втором квартале. По оценкам аналитиков, JD Завоевал около 10% рынка мгновенной доставки с 20 миллионами заказов в день.
Заглядывая в будущее, “мы думаем, что JD, возможно, придется пересмотреть свои амбиции”, — заявили аналитики. Они отметили, что в свете увеличения расходов Alibaba, в ответ на субсидии JD, первому, возможно, придется потратить всю прибыль, получаемую от своего основного розничного бизнеса, в течение нескольких кварталов, если она хочет конкурировать с двумя лидерами рынка.