Музыка, созданная искусственным интеллектом, становится вирусной. Стоит ли беспокоиться музыкальной индустрии?

Созданные с помощью искусственного интеллекта группы, такие как The Velvet Sundown, становятся популярными на стриминговых платформах.

Психоделическая рок-группа The Velvet Sundown, у которой на Spotify более 1 миллиона слушателей в месяц, зарабатывает тысячи долларов и заставляет музыкальную индустрию задавать себе сложные вопросы, и они не касаются того, вернутся ли 70-е.

Недавно было подтверждено, что «группа» в первую очередь является результатом работы генеративного искусственного интеллекта, что вызывало серьезные подозрения в свете подозрительно безукоризненного и глянцевого имиджа ее «участников» и производных названий песен, таких как «Dust on the Wind».

В биографии The Velvet Sundown на Spotify теперь уточняется, что это «синтетический музыкальный проект, созданный под творческим руководством человека и созданный, озвученный и визуализированный при поддержке искусственного интеллекта».

В нем добавляется: «Это не трюк — это зеркало. Продолжающаяся художественная провокация, призванная бросить вызов границам авторства, идентичности и будущему самой музыки в эпоху искусственного интеллекта».

Однако в беседах CNBC с различными музыкальными профессионалами всплывали такие определения, как «бездушный», «душный» и «жуткий», поскольку индустрия борется с нашествием ИИ.

В то время как инструменты искусственного интеллекта уже давно интегрированы в музыкальные программы, такие как Logic, новые платформы на базе искусственного интеллекта, такие как Suno и Udio, упростили создание целых песен на основе всего лишь нескольких подсказок и входных данных.

В результате «The Velvet Sundown» — далеко не единственный артист, появившийся в сети, созданный с помощью ИИ. Есть свидетельства того, что другие начинающие исполнители, такие как исполнитель «дарк-кантри» Aventhis, имеющий более 600 000 ежемесячных слушателей на Spotify, также являются продуктом голосов и инструментов, созданных с помощью ИИ.

Тем временем французский сервис потоковой музыки Deezer, который в январе внедрил инструмент распознавания музыки на основе ИИ, в апреле сообщил, что около 18% всех треков, загружаемых на его платформу, полностью сгенерированы ИИ.

Технологии искусственного интеллекта в музыке развиваются.

Качество и оригинальность музыки с искусственным интеллектом часто подвергались критике, но эксперты говорят, что по мере того, как генеративный ИИ становится все более совершенным, среднестатистическому слушателю становится все труднее отличать человека от машины.

«The Velvet Sundown — это гораздо лучшая музыка, чем большинство из того, что мы слышали от искусственного интеллекта в прошлом», — сказал CNBC, Джейсон Паламара, доцент кафедры музыкальных технологий в Школе искусств и дизайна Херрона.

«Ранние версии можно было использовать для создания запоминающихся, повторяющихся композиций… Но мы подошли к тому моменту, когда искусственный интеллект выпускает песни, которые действительно имеют смысл в структурном плане, с куплетами, припевами и переходами», — сказал Паламара.

Он сказал, что Velvet Sundown, вероятно, является лишь «верхушкой айсберга» того, что грядет. Suno и Udio — нынешние «золотые стандарты» платформ genAI — практически не имеют препятствий для входа, позволяя любому создавать сотни треков с использованием искусственного интеллекта за один присест.

Обе платформы искусственного интеллекта предлагают бесплатный доступ, а также премиум-подписку стоимостью около 30 долларов или меньше в месяц.

Но хотя создание песни с использованием искусственного интеллекта может быть бесплатным, это не значит, что она не может приносить доход. The Velvet Sundown заработал около 34 235 долларов за 30-дневный период на всех платформах для потоковой передачи аудио, согласно оценкам, полученным с помощью калькулятора роялти от ChartMasters.

Из-за этого легко понять, почему создатели ИИ могут захотеть наполнить потоковые платформы как можно большим количеством сгенерированной музыки, надеясь, что она станет вирусной.

«Мы пока не можем предсказать».

По словам Кита Маллина, руководителя отдела менеджмента и руководителя курса по музыкальной индустрии Ливерпульского института исполнительских искусств, растущая популярность музыки с использованием искусственного интеллекта вызвала ажиотаж в музыкальной индустрии.

«Это горячая тема сейчас, особенно в отношении авторских прав и поставщиков цифровых услуг, таких как Spotify», — сказал Маллин, который также является гитаристом ливерпульской рок-группы The Farm.

Крупные звукозаписывающие лейблы, такие как Sony Music, Universal Music Group и Warner Records, подали иски против Suno и Udio, обвиняя их в массовом нарушении авторских прав. Тем временем тысячи музыкантов и творческих деятелей призвали запретить использование произведений искусства для обучения искусственного интеллекта, без разрешения.

Тем не менее, Маллин заявил, что генеративный ИИ в музыке никуда не денется. «Не думаю, что мы сможем повернуть время вспять», — сказал он, отметив, что музыка и её бизнес-модели постоянно меняются.

Действительно, музыкальный бизнес не чужд крупным технологическим переменам — такие события, как появление Napster в 1999 году и распространение платформ потоковой музыки в 2000-х, потрясли индустрию, вынудив её к серьёзным изменениям.

Тем не менее, перспектива конкуренции с группами, использующими искусственный интеллект, вызывает беспокойство у начинающих музыкантов, таких как Тилли Луиз, британская альтернативная поп-исполнительница, которая отметила, что малоизвестным исполнителям и без того сложно добиться успеха и получать доход от онлайн-музыки.

Несмотря на то, что 25-летняя Луиза собрала миллионы стримов на Spotify, она никогда не зарабатывала на стриминговых платформах достаточно денег, чтобы прожить на них, и в настоящее время работает полный рабочий день.

«Когда группа, которая фактически не существует, получает столько внимания в социальных сетях, это очень обескураживает», — добавила она.

Чтобы подготовить молодых артистов к меняющейся музыкальной среде, преподаватели музыки говорят, что они всё чаще включают ИИ в свои учебные планы, стремясь научить студентов использовать технологии для улучшения творческого процесса и создания музыки, а не для их замены.

Некоторые известные продюсеры также присоединились к этой тенденции. В прошлом месяце обладатель «Грэмми» артист и продюсер Тимбалэнд запустил развлекательный проект Stage Zero, ориентированный на искусственный интеллект, в котором будет задействована поп-звезда, созданная с помощью искусственного интеллекта.

«Другие продюсеры начнут это делать… и это создаст совершенно иную модель музыкальной индустрии, которую мы пока не можем предсказать», — сказал Паламара. Однако он добавил, что, по его мнению, эта тенденция ещё больше усложнит заработок артиста в интернете.

Ожидается, что эта тенденция продолжит вызывать негативную реакцию не только из-за её влияния на артистов, но и из-за того, что она может означать для слушателей музыки.

«Музыкантам стоит беспокоиться, поскольку распространение музыки и контента, созданных с помощью ИИ, засоряет наши каналы и алгоритмы социальных сетей, затрудняя нам общение друг с другом», — заявил Энтони Фантано, известный музыкальный критик и интернет-блогер на YouTube.

«Искусство, созданное с помощью ИИ, не предлагает ничего такого, чего люди уже не могут сделать лучше», — сказал он, добавив, что это способ для «жадных капиталистов» избавиться от настоящих артистов.

Помимо призывов к усилению защиты авторских прав артистов при обучении ИИ, музыкальные группы требуют, чтобы музыка, созданная с помощью ИИ, маркировалась как таковая. Spotify не ответил на запрос CNBC относительно своей политики обнаружения и маркировки генеративного ИИ.

В заявлении для CNBC, Тино Гальярди, президент Американской федерации музыкантов США и Канады, призвал создателей музыки, представителей технологической индустрии, законодателей и меломанов объединиться в поддержку человеческого творчества и авторства.

«Согласие, признание заслуг и компенсация являются необходимыми условиями для развития искусственного интеллекта. А прозрачность, в том числе на стриминговых и других рынках, является основой для обеспечения средств к существованию музыкантов. Все, что не соответствует этому, является воровством».