Tesla тестирует роботакси в Техасе.

Роботакси Tesla едет по улице Саут-Конгресс-авеню в Остине, штат Техас, США, 22 июня 2025 г.

22.06.2025 г. в Остине, штат Техас, Tesla запустила небольшую группу самоуправляемых такси, которые подвозят пассажиров за плату. Генеральный директор Илон Маск объявил о «запуске роботакси», а влиятельные лица в социальных сетях опубликовали видеоролики о своих первых поездках.

Это событие ознаменовало собой первый случай, когда автомобили Tesla без водителей-людей начали перевозить платных пассажиров – бизнес, который Маск считает критически важным для финансового будущего производителя электромобилей.

Он назвал этот момент «кульминацией десятилетия напряженной работы» в своем посте на платформе социальных сетей X и отметил, что «команды разработчиков чипов искусственного интеллекта и программного обеспечения в Tesla были созданы с нуля».

Автомобили Tesla были замечены рано утром 22.06.2025 г. в районе Саут-Конгресс, где за рулем никого не было, кроме одного человека на пассажирском сиденье. Автопроизводитель запланировал небольшое испытание с участием примерно 10 автомобилей и водителей на передних сиденьях, выступающих в качестве «наблюдателей за безопасностью», хотя оставалось неясным, насколько они контролируют транспортные средства.

В последние дни автопроизводитель разослал приглашения избранной группе влиятельных людей для участия в испытаниях роботакси под тщательным наблюдением в ограниченной зоне. Поездки предлагаются за фиксированную плату в размере 4,20 доллара, сообщил Маск на X.

Инвестор Tesla и участник социальных сетей, Сойер Мерритт, опубликовал 22.06.2025 г. днем видео, на котором он заказал такси, сел в машину и поехал в ближайший бар и ресторан Frazier’s Long and Low, используя приложение Tesla robotaxi.

По мнению отраслевых экспертов, даже если Tesla преуспеет с небольшим внедрением, она по-прежнему столкнется с серьезными трудностями в выполнении обещаний Маска по быстрому расширению в Остине и других городах.

По словам Филипа Купмана, профессора компьютерной инженерии Университета Карнеги-Меллона, специализирующегося на технологиях автономных транспортных средств, Tesla и ее конкурентам, таким как Waymo от Alphabet, могут потребоваться годы или десятилетия, чтобы полностью развить индустрию роботакси.

Успешный судебный процесс в Остине для Tesla, по его словам, станет «завершением начала, а не началом конца».

По мнению многих отраслевых аналитиков, большая часть заоблачной стоимости акций Tesla сейчас зависит от ее способности поставлять роботакси и человекоподобных роботов. Tesla на сегодняшний день является самым ценным автопроизводителем в мире.

С приближением даты запуска роботакси Tesla, законодатели Техаса приняли решение ввести в действие правила использования автономных транспортных средств. Губернатор Техаса, Грег Эббот, республиканец, 20.06.2025 г. подписал закон, требующий получения разрешения штата на эксплуатацию беспилотных транспортных средств.

Закон, который вступает в силу 1 сентября, сигнализирует о том, что государственные чиновники от обеих партий хотят, чтобы индустрия беспилотных транспортных средств действовала осторожно.

Компания Tesla не ответила на запросы о комментариях. Администрация губернатора отказалась от комментариев.

«ЛЕГКО ПОЛУЧИТЬ, ЛЕГКО ПОТЕРЯТЬ».

Закон смягчает прежнюю позицию штата, направленную против регулирования автономных транспортных средств. Закон штата Техас, принятый в 2017 году, конкретно запрещает городам регулировать использование самоуправляемых автомобилей.

Новый закон требует, чтобы операторы автономных транспортных средств получали разрешение от Техасского департамента автотранспорта, прежде чем выезжать на улицы общего пользования без водителя-человека. Это дает государственным органам право отзывать разрешения у операторов, которые, по их мнению, представляют общественную опасность.

Закон также требует, чтобы фирмы предоставляли информацию о том, как службы экстренного реагирования могут обращаться с их беспилотными транспортными средствами в чрезвычайных ситуациях.

Требования закона о выдаче разрешений на использование «автоматизированного транспортного средства» не являются обременительными, но требуют от фирм подтверждения того, что их транспортные средства могут эксплуатироваться законно и безопасно.

Согласно общепризнанному стандарту, автоматизированное транспортное средство обладает способностью к автономному вождению как минимум на «уровне 4», что означает, что оно может работать без участия человека-водителя в определенных условиях. Автономия 5-го уровня является наивысшим уровнем и означает, что автомобиль может самостоятельно двигаться куда угодно и при любых условиях.

Соблюдение требований по-прежнему намного проще, чем в некоторых штатах, в частности в Калифорнии, где требуется предоставлять данные о тестировании транспортных средств под надзором штата.

Брайант Уолкер Смит, профессор права Университета Южной Каролины, специализирующийся на автономном вождении, сказал, что, похоже, любая компания, отвечающая минимальным требованиям, предъявляемым к заявке, получит разрешение в Техасе, но также может его потерять, если возникнут проблемы.

«Разрешения в Калифорнии трудно получить, их легко потерять», – сказал он. «В Техасе разрешение легко получить и легко потерять».

МАСК ОБЕЩАЕТ ОБЕСПЕЧИТЬ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Внедрение Tesla robotaxi началось после более чем десятилетнего невыполнения Маском своих обещаний по выпуску беспилотных автомобилей Tesla.

Маск сказал, что Tesla будет «суперпараноиком» в отношении безопасности роботакси в Остине, включая работу в ограниченных районах.

Сервис в Остине также будет иметь другие ограничения. Tesla планирует избегать плохой погоды, сложных перекрестков и не будет перевозить лиц младше 18 лет.

Коммерциализация автономных транспортных средств была рискованной и дорогостоящей. Компания GM Cruise была закрыта после серьезной аварии. Регулирующие органы внимательно следят за Tesla и ее конкурентами, Waymo и Amazon Zoox.

Tesla также отказывается от стандартной практики молодой отрасли – полагаться на множество технологий для определения дороги, используя только камеры. По словам Маска, это будет безопасно и намного дешевле, чем лидарные и радарные системы, которые используют конкуренты.