05.06.2025 г. акции Tesla упали на фоне публичной вражды президента Дональда Трампа с генеральным директором-миллиардером Илоном Маском, его так называемым «первым приятелем», производителем электромобилей.
Инвесторы наблюдали за разворачивающейся драмой с растущей тревогой по поводу того, что эта перепалка может означать для бизнес-империи Маска. Акции автопроизводителя по итогам дня упали на 14 %, списав 150 миллиардов долларов рыночной стоимости в день отсутствия других новостей о компании.
Трейдеры сбросили акции Tesla в ходе интенсивных торгов после того, как Маск быстро ответил на критику Трампа постами в социальных сетях, которые усилили критику налогового законопроекта президента. Трамп ответил тем же, утверждая, что Маск расстроился из-за того, что законопроект отнимает налоговые льготы на покупку электромобилей.
Открытая вражда с Трампом может создать множество препятствий для Tesla и остальной части разросшейся бизнес-империи Маска. Министерство транспорта США регулирует стандарты дизайна автомобилей и будет иметь большое влияние на то, сможет ли Tesla серийно выпускать роботизированные автомобили без педалей и руля.
Кроме того, ведомство проводит расследование в отношении программного обеспечения Tesla для помощи водителю, известного как «Full Self-Driving», после аварии со смертельным исходом.
«Политика Илона продолжает вредить акциям. Сначала он присоединился к Трампу, что расстроило многих потенциальных покупателей из числа демократов. Теперь он ополчился на администрацию Трампа», – сказал акционер Tesla, Деннис Дик, главный стратег Stock Trader Network.
В условиях падения продаж электромобилей, Маск за последний год переориентировал будущее Tesla на самодвижущиеся роботизированные автомобили. В прошлом году во время звонка по поводу прибыли он сказал, что инвесторы «должны продать свои акции Tesla», если они не верят, что компания решит технологические проблемы, связанные с автомобилями без водителя. Аналитики Wedbush считают, что возможности искусственного интеллекта и автономного управления могут стоить компании 1 триллион долларов.
Маск выступал за единый федеральный процесс одобрения автономных автомобилей, чтобы упорядочить нынешний лабиринт различных государственных норм.
Росс Гербер, генеральный директор компании Gerber Kawasaki Wealth and Investment Management, инвестирующей в Tesla, сказал, что вражда с Трампом «создает негативную силу против Tesla», которая может поставить под угрозу нормативные акты и риск новых правительственных расследований.
«Все преимущества, которые, как считалось, он мог бы получить, теперь превращаются в негатив», – сказал Гербер.
Маск, самый богатый человек в мире и ключевая фигура в плане сокращения расходов Департамента эффективности государственного управления (DOGE) в течение нескольких месяцев, на этой неделе осудил «большой красивый законопроект» Трампа, после того как решил проводить меньше времени в Белом доме и вместо этого сосредоточиться на своих компаниях. По данным Forbes, после падения акций 05.06.2025 г., его состояние сократилось примерно на 27 миллиардов долларов до 388 миллиардов долларов.

05.06.2025 г. Трамп заявил на своей социальной платформе Truth, что «самый простой способ сэкономить деньги в нашем бюджете, миллиарды и миллиарды долларов, – это прекратить правительственные субсидии и контракты с Илоном».
Министр транспорта Шон Даффи уже принял решение освободить автономные автомобили от некоторых требований безопасности, а NHTSA (Агентство исполнительного департамента США – министерства транспорта США) в апреле заявило, что «активно занимается разработкой многогранной нормативной базы» для автономных автомобилей.
Хотя федеральное правительство уже начало упорядочивать некоторые правила, касающиеся автономного вождения, аналитик Morningstar, Сет Голдштейн сказал, что регуляторы могут разработать правила таким образом, чтобы обособить Tesla.
Большинство компаний, производящих автономные автомобили, используют для обнаружения объектов такие датчики, как радар и лидар, но Tesla полагается исключительно на камеры.
По словам Голдштейна, федеральные регулирующие органы могут разработать правила, требующие использования лидара, что навредит Tesla. «Когда речь идет о президенте Трампе, то, будучи с ним в плохих отношениях, вы всегда рискуете получить ответные меры», – сказал Голдштейн. Однако он сомневается в вероятности такого исхода, поскольку многие другие компании уже много лет добиваются введения новых правил.
Акции находятся на американских горках с тех пор, как Маск поддержал Трампа в середине июля 2024 года в его переизбрании, увеличившись на 169% с того момента до середины декабря. За этим последовало падение на 54% к началу апреля, поскольку усилился протест «Tesla Takedown». Лидерство Маска в DOGE и согласованность с администрацией Трампа отпугнули некоторых покупателей автомобилей, при этом продажи упали в Европе, Китае и на ключевых рынках США, таких как Калифорния.

Версия бюджетного законопроекта Трампа, представленная Палатой представителей, предлагает в основном прекратить популярную субсидию на электромобили стоимостью 7500 долларов за штуку к концу 2025 года. Tesla и другие автопроизводители годами полагались на льготы, чтобы стимулировать спрос, но Трамп пообещал во время переходного периода прекратить субсидирование.
По данным J.P. Morgan, годовая прибыль Tesla может сократиться на 1,2 миллиарда долларов, а также на 2 миллиарда долларов сократятся продажи по кредитам из-за отдельного закона Сената, направленного против калифорнийского мандата на продажу электромобилей.
Компания по-прежнему остается самым дорогим автопроизводителем в мире. В среду рыночная стоимость Tesla составляла около 1 триллиона долларов, что намного больше, чем стоимость Toyota Motor в размере 290 миллиардов долларов.
«Многие люди были в восторге от Tesla, потому что политические ветры были у него (Маска) за спиной. А теперь они превратились в встречный ветер, причем в самых разных направлениях», – сказал Стив Сосник, главный стратег Interactive Brokers.
Tesla торгуется по 150-кратной оценке прибыли, что является значительной премией к другим акциям «больших технологий», таким как Nvidia.
«Я держу короткую позицию по Tesla. Я не понимаю ее. Я не понимаю ее оценки. Я не понимаю ее фундаментальных показателей. Я думаю, что она слишком переоценена», – сказал Боб Долл, главный инвестиционный директор Crossmark Global Investments.
Источник: Reuters