Китай хочет остановить ценовую войну электромобилей, но аналитики сомневаются.

Рабочий проверяет готовый автомобиль на производственной линии производителя электромобилей Zeekr на его заводе 29 мая 2025 года в Нинбо, Китай.

По мере того как в Китае усиливается ценовая война за электромобили, высшие руководители страны бьют тревогу, призывая остановить чрезмерную конкуренцию, известную в народе как «нэйцзюань» или инволюция.

Хотя в Китае это слово приобрело различные значения, означающие гонку на дно, этот термин был упомянут в ежегодном рабочем отчете премьер-министра Китая Ли Цяна в марте. На совещании регулятора рынка в прошлом месяце также прозвучал призыв «всесторонне исправить „инволюционную“ конкуренцию».

Ранее на этой неделе топ-менеджеры нескольких китайских производителей электромобилей были вызваны в Пекин для «проведения воспитательного разговора», сообщил Bloomberg.

Однако игроки отрасли и аналитики предсказывают, что конкуренция будет только усиливаться.

«Один автопроизводитель взял на себя инициативу по значительному снижению цен, и многие компании последовали его примеру, вызвав новый виток паники «ценовой войны», – говорится в заявлении Китайской ассоциации автопроизводителей, опубликованном в субботу на китайском языке и переведенном CNBC.

Связанная с правительством организация выступила против гиганта электромобилей BYD, который 23 мая спровоцировал очередной виток скидок, включая более чем 30-процентное снижение цен на одну из моделей своих автомобилей.

Беспорядочные «ценовые войны» усиливают порочную конкуренцию», – заявила ассоциация, предупредив о дальнейшем давлении на маржу прибыли и рисках для безопасности потребителей. Она призвала компании придерживаться принципов честной конкуренции, не монополизировать рынок и не «демпинговать» товары по ценам ниже себестоимости.

У «ценовых войн» нет победителей и тем более будущего», – говорится в статье People’s Daily, официальной газеты правящей Коммунистической партии Китая, которая впоследствии ссылается на Министерство промышленности и информационных технологий.

Министерство усилит регулирование непродуктивной конкуренции и будет сотрудничать с другими ведомствами для обеспечения соблюдения законов, способствующих честной конкуренции, говорится в сообщении.

Министерство не сразу ответило на просьбу о комментарии. BYD отослала CNBC к своему комментарию для государственных СМИ Китая, в котором автопроизводитель заявил, что твердо поддерживает призывы производственной ассоциации к честной конкуренции и созданию здорового рынка.

Инволюция или эволюция?

Аналитики отметили, что последние скидки BYD на самом деле являются формализацией скидок, которые потребители, вероятно, получили бы ранее в рамках китайской программы субсидирования trade-in, направленной на стимулирование потребления.

Несмотря на почти 30-процентную долю рынка, BYD также сталкивается с конкурентным давлением, отметили аналитики Nomura в своем отчете от 02.06.2025 г..

Автопроизводитель, одним из первых инвесторов которого был Уоррен Баффет, сообщил о 14%-ном росте продаж в прошлом месяце, что ниже 19%-ного роста в годовом исчислении в апреле.

«Учитывая текущую ситуацию с избыточным предложением на китайском автомобильном рынке, мы считаем, что наиболее интенсивная конкурентная фаза еще впереди, пока мы не увидим значительной консолидации рынка в будущем», – заявили аналитики Nomura.

Несмотря на риторику, мало что можно сделать с конкуренцией на рынке, сказал на прошлой неделе Чжун Ши, аналитик Китайской ассоциации автомобильных дилеров. Он добавил, что другие страны также наблюдают за острой конкуренцией на китайском автомобильном рынке и тем, что это может означать для их местных автопромышленностей.

Средняя цена автомобиля, экспортируемого из Китая, снизилась с 2023 года, обратив вспять тенденцию к росту, которая наблюдалась ранее, согласно данным, опубликованным в социальных сетях генеральным секретарем Китайской ассоциации легковых автомобилей, Цуй Донгшу.

Согласно данным, средняя экспортная цена на автомобили, продаваемые Китаем в Германию, снизилась до $21 000 в этом году по сравнению с $30 000 в 2023 году. Исключением стала Мексика, которая является основным направлением экспорта китайских автомобилей: средняя цена выросла до 13 000 долларов, по сравнению с 12 000 долларов два года назад.

В Китае средняя розничная цена автомобиля за последние два года снизилась примерно на 19 % и составила около 165 000 юаней (22 900 долларов), сообщает Nomura со ссылкой на отраслевые данные Autohome Research Institute.

Есть и другие признаки того, что ажиотаж на электромобили привел к переизбытку предложения.

Появился «странный феномен» продажи подержанных автомобилей с нулевым пробегом, сказал председатель Great Wall Motor, Вэй Цзяньцзюнь, в интервью Sina Finance, на мандаринском языке, 23 мая. Он добавил, что около 3-4 тысяч продавцов на китайских платформах подержанных автомобилей продают такие машины.

Автомобили регистрировались как продажа или поставка для автопроизводителей, а затем почти сразу же продавались на рынке подержанных автомобилей, что увеличивало объемы продаж. Но это создавало «слишком много хаоса», что побудило Вэя призвать к улучшению регулирования отрасли.

Лишь «закуска».

На быстрорастущем китайском рынке автомобилей, работающих только на аккумуляторах и гибридах, за последние два года произошло несколько снижений цен.

Ценовая война еще не достигла своего пика, и «в ближайшие пять лет конкуренция станет еще более острой», – заявил на прошлой неделе китайским СМИ генеральный директор EV-стартапа Xpeng, Хэ Сяопенг, что компания подтвердила в интервью CNBC.

Это лишь «закуска» к тому, что нас ждет впереди», – добавил он. Он сказал, что вместо ценовой конкуренции Xpeng будет конкурировать за счет технологий и выйдет за пределы Китая в другие страны мира.

Стартап сосредоточился на том, чтобы сделать свою систему помощи водителю привлекательной, и в течение последних семи месяцев поставлял более 30 000 автомобилей в месяц. На прошлой неделе Xpeng выпустила версию Max, своей модели Mona 03, по цене 129 800 (18 020 долларов), что почти на 17 % дешевле, чем когда эта модель была представлена в августе.

Как и большинство электромобильных стартапов, Xpeng сообщил об убытках, причитающихся акционерам в первом квартале, в размере около 90 миллионов долларов. Компания Nio, ориентированная на автомобили более высокого класса, 03.06.2025 г. сообщила об убытках в размере 949,6 млн долларов в первом квартале.

Однако китайская компания Xiaomi, производящая смартфоны, 03.06.2025 г предсказала, что ее бизнес по выпуску электромобилей получит прибыль во второй половине года, подтвердил CNBC представитель компании. Компания вышла на рынок электромобилей в прошлом году со своим седаном SU7, который стоит дешевле, чем Model 3 от Tesla, и ожидается, что этим летом она выступит и против Model Y с внедорожником YU7.

Источник:  CNBC