Новый ИИ Alexa от Amazon собирается сделать ChatGPT устаревшим.

Панос Панай - Руководитель подразделения устройств Amazon

26.02.2025 г. утром (по местному времени) в Нью-Йорке компания Amazon представила новую, значительно усовершенствованную версию своего голосового помощника Alexa. В отличие от прежней, теперь пользователи могут вести с ней непринужденные беседы, делать сложные заказы, генерировать тексты и изображения. Это означает, что Alexa будет напрямую конкурировать с такими чат-ботами, как Gemini от Google или ChatGPT от OpenAI.

26.02.2025 г. глава отдела устройств Amazon, Панос Панай, рассказал о «совершенно новой архитектуре» помощника, который теперь использует генеративный искусственный интеллект (ИИ). Amazon опирается на собственные модели ИИ, а также на модели американского стартапа Anthropic, в котором компания имеет долю.

Новая Alexa будет доступна с марта на устройствах Amazon Echo, а также через приложение для смартфонов и веб-сайт – сначала только в США и в рамках платной подписки «Плюс», которая стоит около 20 долларов в месяц. Участники сервиса Amazon Prime получают доступ бесплатно. Запуск за рубежом будет происходить в несколько этапов в течение года.

Джасси из Amazon: искусственный интеллект «переосмыслит» работу с клиентами.

Alexa – один из самых популярных продуктов Amazon. С помощью голосового помощника компания обслуживает большую часть своих клиентов. С момента запуска в 2014 году Alexa была активирована на более чем 600 миллионах устройств, сообщил 26.02.2025 г. менеджер Панай. По его словам, в прошлом году использование выросло на 20 процентов.

Но с успехом генеративных моделей ИИ, таких как GPT от OpenAI, она вдруг стала казаться устаревшей. Amazon, казалось, полностью пропустил связанный с этим технологический скачок. Теперь перезапуск становится соответственно актуальным. 26.02.2025 г. мероприятие открыл генеральный директор компании, Энди Джасси, который воспользовался этой возможностью, чтобы представить свою общую стратегию развития ИИ. По словам Джасси, эта технология «переосмыслит» клиентский опыт с нуля.

До сих пор Alexa реагировала только на предопределенные команды и в остальном была относительно негибкой. Разработчики заранее сформировали большинство ее ответов. Например, Alexa может включать и выключать связанные устройства, такие как лампы или обогреватели, искать музыкальные треки или рассказывать анекдоты. Длительные разговоры так же были невозможны, как и получение неожиданных запросов. Теперь все изменится.

Новая Alexa будет запоминать предпочтения и имена пользователей.

Новая Alexa запоминает, например, когда пользователь говорил о своих предпочтениях или именах членов семьи в предыдущих разговорах. Подключившись к смартфону, она управляет встречами и текстовыми сообщениями, хранящимися в нем. По словам Панай, она может распознавать настроение пользователя по тону голоса и реагировать соответствующим образом. Спонтанно переформулируемые команды могут быть такими же, как и использование камеры устройства, чтобы показать Alexa что-то.

Управление устройствами в подключенном доме также должно быть улучшено с помощью нового голосового помощника, пообещал он. Например, вы можете попросить Alexa включить музыку во всем доме, но не будить ребенка – программа автоматически определит, что динамик в детской должен быть выключен.

Улучшенные языковые навыки основаны в первую очередь на технологии, разработанной ИИ-компанией, Anthropic. Это поднимает Alexa до уровня современных чат-ботов, которые с конца 2022 года могут вести беседы, обрабатывать документы или решать логические задачи.

Сотрудничество началось два года назад и было очень тесным, рассказал главный директор по продуктам Anthropic, Майк Кригер. Его коллеги работали напрямую с ответственной командой в Сиэтле, чтобы сделать интеграцию как можно более гладкой. «Нашей целью было придать Alexa собственную индивидуальность», – сказал Кригер.

Энди Джасси — Генеральный директор Amazon
Энди Джасси — Генеральный директор Amazon

Благодаря Anthropic, Alexa теперь может анализировать документы и составлять текстовые сообщения. Во время демонстрации в Нью-Йорке она зачитывала истории, которые сама же и создавала. Также можно генерировать изображения на основе простого описания. Основной целевой аудиторией Amazon считает детей.

Пока неясно, насколько велика доля Anthropic на практике. Amazon подчеркивает, что новая Alexa может обращаться к нескольким моделям ИИ одновременно.

Поскольку теперь она может обрабатывать видео, появились новые возможности для работы с камерами безопасности от Ring, другой структуры Amazon. Например, пользователи могут задавать Alexa вопросы о том, что происходило в их доме за последние несколько дней, например, доставлялись ли посылки или выгуливалась ли собака. После этого помощник показывает соответствующий видеоряд.

«ИИ-агенты» как поставщики услуг будущего.

Менеджер Amazon, Дэниел Рауш, сравнил Alexa с дирижером, который делает возможным гармоничное взаимодействие отдельных инструментов. В рамках перезапуска программное обеспечение было поставлено на совершенно новую техническую платформу.

Во время разговора можно будет забронировать столик в ресторане и даже заказать поездку туда. Alexa будет связана с такими приложениями, как служба такси Uber или сервис бронирования столиков Opentable, и станет для них стандартизированным пользовательским интерфейсом.

Сторонние приложения смогут подключаться к новой технической платформе. Представители Amazon заявили, что партнеры будут получать часть доходов. Однако детали бизнес-модели они оставили открытыми. Компания также сотрудничает с несколькими медиабрендами, такими как Politico, Time и San Francisco Chronicle, чтобы получить доступ к самой свежей информации.

Если сторонние провайдеры не предоставляют Alexa интерфейс для использования их сервисов, используются так называемые агенты искусственного интеллекта. Они должны уметь самостоятельно выполнять несколько задач от имени пользователя. В будущем Alexa сможет посещать веб-сайты, входить в систему, используя данные клиента, и выполнять такие действия, как оформление заказов.

Конкуренция оказывает давление на Amazon.

Внутри компании Amazon пересмотр Alexa считался особенно критичным. Проект под кодовым названием «Banyan» курировал лично генеральный директор, Джасси. Запуск проекта несколько раз откладывался, поскольку ИИ изначально был слишком склонен к ошибкам.

26.02.2025 г. Джасси подчеркнул, что, в отличие от конкурентов, Amazon фокусируется на решениях, которые действительно приносят пользу клиентам, а не представляет поверхностные впечатляющие демонстрации и диковинки. Компания обладает «более чем 25-летним опытом в области ИИ».

Другие чат-боты с искусственным интеллектом, такие как ChatGPT, работали хорошо, но не имели никакой справочной информации о повседневной жизни пользователей или их домах, подчеркнул руководитель подразделения устройств, Панай. Теперь Amazon хочет заполнить этот пробел. На презентации в Нью-Йорке, Alexa назвала себя новым «лучшим другом для цифрового мира».

Amazon пытается «вернуться в игру с искусственным интеллектом и продемонстрировать свое лидерство», – сказал Лео Гебби, аналитик компании CCS Insights, занимающейся исследованием рынка. Однако компании еще предстоит доказать, что новая Alexa надежно работает и в реальном мире, чтобы завоевать доверие покупателей.

В то же время Amazon помогает тот факт, что для большинства покупателей она будет бесплатной: Только в США у компании более 180 миллионов подписчиков программы Prime.

Источник: Handelsblatt.